Что ребенок умеет в 1 год

Малыш стал совсем взрослым – прошел год, наполненный заботами, счастьем, радостями. Детские психологи утверждают, что основополагающее развитие личности человека происходит в первые три года его жизни. Учитывая этот факт, на родителей возлагается очень серьезная роль в участии становления характера их ребеночка и подготовке его к дальнейшей жизни.

Среднестатистические параметры развития с 1 года

Психофизиологическое развитие ребенка 1 года можно оценить по таким критериям:

  • Малыш научился вставать на ноги без посторонней помощи;
  • Крошка умеет ходить;
  • Если держать ребенка за руку, он сможет побежать;
  • Наблюдая за взрослыми, малыш повторяет простые действия;
  • Умеет пользоваться ложкой и пить из обычной чашки сам;
  • При необходимости может что-то попросить или сообщить вербально  пока только на своем языке;
  • Произносит имена членов семьи, сложные для него – коверкает;
  • Понимает просьбы взрослых;
  • Сообщает о желании покушать или сходить в туалет.

После года малыш быстро учится всему новому и запоминает новую информацию. Его отличная память заставляет родителей думать, что их отпрыск научился думать логически. Но это не так.

Для ребенка после года существует только настоящее время. Он живет одним мгновением. Может заплакать из-за отобранной хрустальной вазы и тут же успокоиться и засмеяться, когда ему дадут пластмассовый аналог.

У ребенка нет понятия стереотипов. Его поведение спонтанно. Стереотипы появятся много позже, вместе с «взрослыми» проблемами, а пока ребенок – счастлив, он ничего не ждет от жизни и людей и никогда не разочаровывается.

Физическое развитие ребенка в 1 год все совершенствуется. Его ни на минуту не оставить без присмотра. Малышу интересно все вокруг, понятия  опасности для него не существует. Поэтому, как только кроха научится самостоятельно ходить, надо будет критически осмотреть помещение и по возможности исключить из него все опасное для малыша.

Во время передвижения малыш способен совершать и другие действия: толкает, пинает, тянет или несет с собой игрушку. Теперь все, что попадется в руки ребенка, вскоре будет брошено на пол или под кровать. Ему очень интересно наблюдать за тем, как мяч катится под стол или кровать, стукается об стену и катится в обратную сторону.

Малышу после года не просто интересно наблюдать за предметами и явлениями, теперь он способен экспериментировать самостоятельно: будет открывать и закрывать дверцы шкафчика и ящики комода, дергать шторы и отрывать листья от домашних растений, ловить кошку и тыкать кнопочки на пультах и телефонах. Оставив сотовый телефон с ребенком, он может совершить звонок и поболтать с кем-нибудь из телефонной книжки родителя. Но делает он это не сознательно: просто так получилось, а малыш воспользовался и поиграл. Игра для него —  способ познания мира, а для родителей — очень полезный  инструмент и способ взаимодействия с ребенком. Существует очень много развивающих игр. Каждый родитель берет на вооружение более интересные для своего ребенка: что-то в них изменяет, убирает или добавляет.

Занятия и игры

Научившись ходить, кроха старается постоянно передвигаться только на двух ногах, исключая ползание. Делает он так не просто потому, что надо. Ему интересен новый способ передвижения и все связанные с ним ощущения. Чтобы развитие тактильной чувствительности осуществлялось правильно, любовь к ходьбе ребенка  возраста  1 года нужно использовать. Давайте ему возможность ходить босиком чаще. Он будет с удовольствием бегать по обычному полу, мягкому ковру, кровати или дивану. Летом малыш сможет почувствовать ножками песок и траву, а может быть даже асфальт.

Пора начинать развивать понимание ребенка, что цели можно добиваться разными путями. Привяжите к нескольким игрушкам ленточки, после чего оставьте игрушки на некотором расстоянии от сидящего малыша. Пусть он потянет за ленточки, чтобы подвинуть игрушку. Просите его попеременно то одну, то другую игрушку, так малыш научится использовать другие предметы для того, чтобы подвинуть или достать то, что ему нужно.

Нужно учить ребенка после года наполнять емкости разным содержимым. Дома это может быть чистая вода с кусочками льда. Научите его вычерпывать воду ложкой из миски и выливать в стакан. На прогулке малыш будет с радостью насыпать песок в ведерко или формочки. Пусть он пользуется не только совочком, но и зачерпывает песок ладошками или нагребает его прямо в нужную емкость.

Очень увлекательное занятие – рисовать на песке и снеге руками или палочками. Так осуществляется развитие зрения, пространственного мышления, творческих способностей. Нельзя забывать и о рисовании красками, карандашами и фломастерами. Лепить теперь можно из снега, мокрого песка, глины.

Дома малыш любит помогать маме вытирать пыль, месить тесто, мыть посуду и пол. Вместе с тем происходит развитие мелкой моторики рук, совершенствуются элементарные навыки, укрепляются мышцы.

Физическое развитие крайне необходимо и после года: старайтесь по утрам делать зарядку, в течение дня выполняйте простые упражнения, а кроха будет повторять. На прогулке малыш с удовольствием покатается на горке или качелях. Он получит не только много положительных эмоций, но и хорошее развитие вестибулярного аппарата.

В возрасте после года малыши обожают музыку. Они танцуют под нее, веселятся и даже пытаются петь. Если начать разучивать с крохой его любимые песни, он скорее научится говорить. То же касается и сказок. У всех детишек с самого раннего возраста есть свои любимые сказки. Ребенок заставляет читать их до умопомрачения. Так он возвращается к хорошим эмоциям постоянно и одновременно разучивает слова, которые взрослым еще непонятны. Поощряйте любовь малыша к музыке и сказкам, это только к хорошему.

Вредничать – это нормально?

Нельзя не обратить внимание на развитие характера ребенка: в возрасте года он  периодически становится очень вредным, капризным. Так он ведет себя только с близкими людьми, потому что вынужден проверять, будут ли его любить таким вот вредным. Если дать знать малышу, что любовь к нему не зависит от его характера, но поведение его вам не нравится, вскоре попытки прекратятся. Но при отказе доказывать свои чувства капризному малышу, готовьтесь выдерживать подобные испытания еще много лет.

У ребенка после года проявляется характер, который может не понравиться родителям. Но прежде чем переделывать человечка под свои параметры, подумайте, будет ли он счастлив с навязанным ему образом, когда внутри его продолжит жить  настоящий. Это не значит, что воспитание надо пустить на самотек. Просто учитесь взаимодействовать с ребенком таким, какой он есть, а он потянется навстречу.