Развитие мелкой моторики

Если у ребенка хорошо поставлена речь, то  мыслительные процессы у него будут развиваться быстрее и качественнее. Становление же речи осуществляется в тесной взаимосвязи с работой мелких мышц  на кистях рук. Поэтому такое важное значение приобретает развитие мелкой моторики у детей в дошкольный период.

О чем говорит физиология?

Пальчики детей

Связь между точными движениями пальцев и качеством речи и мышления была замечена еще в древности. Но тогда данный феномен объяснялся гипотезами. Огромный вклад в учение о мелкой моторике внес отечественный ученый В.М. Бехтерев. Он научно доказал и обосновал существование связи между речью и движениями рук.

Оказывается, что в коре головного мозга область, отвечающая за движения пальцев, и речевые доли соседствуют, причем очень тесно. А когда импульсы от рук поступают в свою область, ими же одновременно стимулируется и речевая доля.

Такое близкое расположение двух областей дает неограниченные возможности развивать речь посредством тренировки пальцев. В то же время отставание в развитии интеллекта и речи сопровождается и часто бывает вызвано неразвитой моторикой кистей рук.

Когда следует начинать работу над мелкой моторикой?

Такой важный процесс, как развитие мелкой моторики у детей,  необходимо начинать уже с рождения. Если в первый месяц жизни ребеночек еще не начал активно социализироваться и маме часто бывает совсем некогда в это время, то на четвертой неделе с момента рождения практиковать свои знания уже пора. Осуществляется  этот процесс с помощью игры, направленной на развитие движений рук, а также иных методов.

Главным условием является соответствие игры возрасту ребенка. Грудничок не в состоянии контролировать движения пальчиков и рук, но он уже может хватать предметы и удерживать их. Отличным инструментом в этом возрасте будет погремушка. Эта игрушка воздействует сразу на несколько анализаторов: ребенок видит яркий предмет, трогает его и слышит одновременно. На начальном этапе необходимо делать массаж. Ручки малыша еще напряжены, пальцы разгибаются и сгибаются только все вместе. В  возрасте до полугода такое положение вещей считается нормой. И, тем не менее, проведение массажа и гимнастики полезно.

На счетахЕще один вопрос, который может волновать родителей: до какой поры нужно проводить занятия по совершенствованию мелкой моторики у детей? Если мы преследуем цель развить правильную без дефектов речь, то ответ напрашивается сам – развивать ручки и пальчики малыша следует минимум до тех пор, пока произношение его не станет идеальным. Но это минимальные сроки, которые в каждом случае определяются индивидуально.

Даже когда ребенок научится правильно говорить, работу над совершенствованием движений бросать не рекомендуется. Когда стимулируются двигательные и речевые зоны, благотворное влияние оказывается на всю нервную систему целиком. Не зря ведь даже взрослые, занимающиеся рукоделием, во время работы и после нее чувствуют себя превосходно, их настроение приподнято, раздражение исчезает.

Как бороться с приступами раздражительности и плохим настроением, каждый человек впоследствии решает сам. И совсем не обязательно ему заниматься рукоделием. Но в дошкольном возрасте такие простые вещи, как рисование, лепка и конструирование – жизненно необходимы для того, чтобы кроха хорошо развивалась.

Простые техники по развитию моторики

Каким бы удивительным ни казался тот факт, что рисование, конструирование и лепка помогают пальчикам стать более гибкими, это действительно так.

Рисовать дети просто обожают. Грех не воспользоваться этим и не взять на вооружение в стремлении развить речь своего чада. Еще до года малыш может научиться держать карандаш или кисточку и создавать свои первые художественные шедевры. Чем чаще в дошкольном периоде малыш пользуется ручкой, фломастером или карандашом, тем легче он освоит письмо в школе. Придумывать можно какие угодно игры: традиционное рисование на бумаге, креативное художество на песке или манной крупе, раскрашивание стен ванной комнаты, обводка разных предметов. При этом пользоваться можно кистями разной толщины, карандашами, мелками, фломастерами, тканью, губкой, а также рисовать пальчиками.Массаж детской ладошки

Аппликациям в садах учат с трех лет. Но дома вполне можно осваивать это мастерство уже с года. И пусть сначала придется часто отмывать ребенка и все, что его окружает, от клея, зато потом он сможет аккуратно пользоваться и клеем, и ножницами. Малышу до двух лет опасно давать в руки ножницы, даже детские.  Но он может воспользоваться ими под пристальным вниманием и чутким руководством взрослого.  А самостоятельно малыш в состоянии просто разрывать бумагу, части которой мама потом наклеит на фон, придав определенную форму.

С пластилином, глиной и тестом малыша знакомят примерно в два годика. Чтобы развитие мелкой моторики происходило правильно, начинать надо с простого: лепить шарики, колбаски, лепешки, колечки, а уже потом –  более сложные фигурки овощей, фруктов и животных.

Такие обыденные навыки, как пользование ложкой и вилкой, расстегивание и застегивание пуговиц, шнурование ботинок, помощь маме в домашних делах и папе – в откручивании гаек и болтов, отлично влияют на развитие мелкой моторики маленького ребенка.  Повседневное оттачивание навыков дает превосходный результат, главное  — прививать ребенку самостоятельность и хвалить его почаще.

Пальчиковая гимнастика и игры

С помощью такого вида гимнастики малыш учится различать понятия «вверх-вниз», «вправо-влево», «вперед-назад» и др. Осуществляются эти упражнения путем инсценировки рифмованных историй с помощью пальчиков и рук. Также могут  использоваться разные игрушки, преимущественно – малого размера.

Благодаря пальчиковой гимнастике происходи не только развитие мелкой моторики и речи, но и  повышается работоспособность головного мозга, совершенствуется память, воображение, внимание, снижается уровень тревожности. Самые известные пальчиковые игры – это «Сорока-белобока» и «Ладушки». На этих потешках выросло не одно поколение, что говорит о высокой  эффективности метода. Есть и другие интересные потешки:Лепим из пластилина

«Этот пальчик – папочка, этот пальчик – мамочка, этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка, этот пальчик – я. Моя дружная семья».

Рассказывая стишок, нужно массировать каждый пальчик, а в конце сжать их в кулачок и разжать, растопырив пальцы.

Разработаны такие игры: «Человечки», «Пальцы здороваются», «Лошадки», «Ухо-нос», «Крестики», «Котята».

  1. В «Человечки» играть надо так: два пальчика (указательный и средний) бегают по столу, изображая человечков, догоняют друг друга и убегают друг от друга.
  2. С помощью игры «Пальцы здороваются» ребенок научится собирать пальцы в «домик». Сначала нужно соединить два больших пальца, затем два указательных и так далее до мизинцев. В конце пальцы должны обняться.
  3. Посредством игры «Лошадки» изображается топот лошадиных копыт. Ладонь расслаблена, стоит на столе, пальцы поочередно, начиная с мизинца, поднимаются и опускаются на стол, издавая звук.
  4. В игры, похожие на «Ухо-нос», слишком маленькие дети играть не смогут. В этой игре нужно сначала поставить указательный палец левой руки на кончик носа, а правой рукой держать свое левое ухо. По команде необходимо хлопнуть в ладоши и поменять руки местами.
  5. «Крестики» предполагает образование крестов с помощью двух пальцев одной руки, начиная строго в одном направлении с указательного к мизинцу или наоборот.
  6. При помощи игры «Котята»  малыш научится сгибать и разгибать верхние фаланги пальцев.  Во время игры происходит имитация кошачьих лап, поэтому она так и называется.

Придумывать что-то новое совсем не возбраняется. Наоборот, ребеночек будет только рад увлечься новенькой игрой, и взрослому будет интереснее наблюдать за развитием своего чада.

Предметные занятия

Игры для совершенствования моторики могут быть самыми разными. Главное условие – каждое занятие проводится в игровой форме и желанно для ребенка. В ход может пойти что угодно: песок, крупа, веревочки, макароны, нити, бусины, пуговицы, ткани и даже бросовый материал.

Из макарон и нитей получатся прекрасные бусы, которые девочка будет носить с особенной гордостью, ведь они будут сделаны ею лично. Из пуговиц можно сделать картинку, наклеив их на картон. А раскрашенные горошины и фасоль превратятся в настоящие сокровища, которые потом так интересно сортировать в баночки по цветам. Фантазия здесь не ограничивается ничем.

Такие простые и распространенные игрушки, как пирамидка, кубики, конструкторы служат эффективным материалом для развития гибкости пальцев. Для совсем маленьких малышей изготавливают специальные коврики с замочками, пуговицами, заклепками, липучками. Такой коврик можно смастерить самостоятельно, благо, ничего особенного для этого не потребуется. Зато сколько эмоций вызывает занятие с ним.

Каждое движение пальцев ребенка – еще одна складочка на извилинах головного мозга

Это утверждение принадлежит Марии Монтессори, известнейшему педагогу, разработавшему  уникальную методику по тренировке пальчиков детишек. Ее учением пользуются во всем мире.

Противников того, что развитие моторики в раннем возрасте необходимо, не существует. Если маленький ребенок умеет читать, нельзя однозначно сказать, насколько это хорошо и полезно для него. Но адекватное возрасту развитие необходимо в любом случае.

От того, что развитие моторики у детей в раннем возрасте интересовало их родителей, хуже не будет никому. В будущем такие детки будут легче воспринимать новый материал, лучше учиться, интеллект их будет более высоким, чем если бы их мелкой моторикой никто бы не занимался.