Развитие ребенка с первых дней до года

С появлением малыша на свет меняется вся прежняя жизнь его родителей. У младенца в этот период жизни перемен не меньше, зато каждая из них существенна и значима. Неслучайно на развитие ребенка до года обращают пристальное внимание педиатры, психологи, дефектологи  и другие специалисты.

Только что рожденный человечек нуждается во многом: пище, комфорте, воздухе, воде. Кроме удовлетворения физиологических потребностей ребенка до года немаловажно обеспечить ему положительную эмоциональную атмосферу. А этот критерий напрямую зависит от психологического состояния матери. Любовь мамы, самого родного человека, очень значима для процесса развития малыша  в течение всего детства.

Новорожденный малыш

Рассматривая развитие ребенка до года, нельзя исключить изучение его физиологии, ведь совершенствование психики происходит по мере роста всего организма. Только появившийся на свет малыш – это не просто комочек, обладающий массой безусловных рефлексов,  а уже человек, у которого есть свои особенности.

Врожденные рефлексы маленького ребенка такие: подошвенный, сосательный и хватательный. Если провести пальцем по стопе малыша, он отдернет ее – это подошвенный рефлекс. Сосательный рефлекс заключается в том, что при контакте с внешним предметом губки ребенка вытягиваются, совершая сосательные движения. Если же положить погремушку в руку малыша или палец, он тут же сожмет пальцы,  демонстрируя хватательный рефлекс. Все безусловные рефлексы до года сгладятся, некоторые исчезнут, их место займут приобретенные.

Кроха концентрирует взгляд на ярком предмете, может пугаться громких звуков. Голову малыш пытается держать прямо, когда его кладут на животик. У ребенка присутствует мимика.

Малышу 1 месяц

Изучение развития детей до года позволило ученым сделать вывод, что с каждым месяцем детишки становятся все более социализированными существами, если родители правильно общаются с ними. Если с малышом разговаривать с рождения, то в возрасте 1 месяц он начнет гулить в ответ на речь взрослых. Это зачаток речи, способ общения и выражения чувств у совсем еще маленьких детей.

В этот период у малыша  появляется комплекс оживления – своеобразная реакция на появление в поле зрения матери или отца, заключающаяся в активизации движений рук и ног, улыбке, гулении. Услышав голос взрослого, малыш поворачивает голову на звук, ищет взглядом человека. Крошка провожает взглядом игрушку или другой предмет, продемонстрированный ему. В это время для развития мышц ребенка необходимо чаще выкладывать на животик, чтобы он старался держать голову.

Развитие в 2-3 месяца

На развитие ребенка до года сильно влияет совершенствование моторики его рук и пальцев. Если в первые два месяца после рождения  можно было ограничиваться только массажем, то теперь нужно стимулировать стремление крохи учиться управлять ручками. Видя над собой гирлянду из погремушек, ребенок пытается рукой достать до них и толкнуть. В этом движении очень много смысла: малыш осознает возможность по своему желанию что-то менять, в данном случае – превращать погремушку из неподвижной в качающуюся.

Обнаружив у себя существование рук и ног, малыш начинает вовсю ими пользоваться. Для развития навыков управления руками малышу нужно давать предметы разного размера и из разных материалов. До года кроха перетрогает все в доме и каждый раз будет получать от этого удовольствие. А пока ему все в новинку, он только учится осознанию при помощи ручек.

В три месяца кроха начинает понимать, что мама – это мама, а кто-то другой – это посторонний человек. Теперь ему доступны не только любопытство и радость, но и разочарование, страх, гнев. Если ребенка пощекотать, он начнет смеяться. А при звуках любимой песни кроха затихнет.

Ребенку 4-6 месяцев

Качественное развитие ребенка до года подразумевает выполнение всех его потребностей. В определенное время малышу понадобится другая пища, с каждым днем он все больше бодрствует и меньше спит.

Для правильного развития малышу необходим хороший сон. В четыре месяца малыш резко сокращает количество сна, увеличивая свои возможности развиваться и учиться новому.

Попав в незнакомую обстановку, кроха осматривается с любопытством, часто ищет знакомые лица и плачет, если не найдет их. Теперь он вполне осознанно держит бутылочку, когда пьет из нее. Также может наклонить голову вниз, чтобы убедиться, что произошло с упавшей игрушкой. Когда развитие ребенка до года идет своим чередом, именно так все и происходит в данный период.

С удовольствием прослушивая песни, сказки и потешки, крошка понемногу учится родной речи. Он пытается повторить слова, т.е. пока еще лепечет. Понимание значений слов увеличивается, а до года малыш узнает названия и свойства всех предметов в квартире. Для ребенка очень важно объяснение всех действий, которые выполняют взрослые. Если он пока не проявляет интереса, то это совсем не значит, что ему действительно не интересно.

5-месячный малыш уже знает, как его зовут, а через год сможет сказать. Ребенка такого возраста необходимо активно развивать. Многие родители не знают, чему учить малыша  до года,  как с ним общаться. В помощь им создана таблица, находящаяся в конце статьи.

В 6 месяцев малыш впервые начинает выговаривать элементарные слова: «мама», «папа», «баба» и др. Для развития речи и понимания им смысла слов, нужно, как показывает таблица, стимулировать его произносить звуки, ассоциируя их с предметами, действиями и людьми.

Развитие в 7-9 месяцев

Достигнув возраста 7 месяцев, малыш начинает ползать. У некоторых детей это не получается в этот период, а кто-то, наоборот, учится ползать еще раньше. С возможностью ползать, кроха открывает для себя очень и очень многое, необходимое для его развития и роста.

7-месячные дети могут своеобразно  петь и танцевать в такт музыке. Детки обожают привлекать внимание. На похвалу они отвечают повторением какого-то действия, возбуждением и активностью. Теперь для ребенка доступно слово «нельзя». Одним-двумя месяцами позже малыши начинают повторять это слово сами.

Ручки и пальчики крохи становятся все гибче. Теперь малыш сможет измять и порвать бумагу, нарисовать на обоях свой первый шедевр, украсить пол пластилином и даже попытаться вытереть свое творчество. До года осталось еще несколько месяцев, но ребенка уже надо понемногу учить рисовать и лепить. Таблица содержит такие сведения.

В 8-9 месяцев малыш сможет выполнить простое поручение. Для его развития важно давать ему такие поручения почаще, главное, не перегнуть палку и не отбить охоту выполнять такие просьбы.

На предложение показать части лица и тела ребенок с удовольствием откликается. Хорошее развитие ребенка до года не предполагает обязательного соблюдения этого условия, ведь все дети индивидуальны. Быть может, ваш малыш прекрасно знает, где у него носик и ушки, но просто не хочет показывать, не считает это нужным.

От 10 месяцев до года

В этот период своего развития крошка может научиться ходить. Не нужно торопить ребенка, но учить его ходьбе до года стоит. Сначала малыш делает шаги, обеими руками держась за руки взрослого. Затем ходит боком, опираясь о кровать или стену. И вскоре достигнет такого развития, когда сможет пойти самостоятельно.

До года у ребенка очень сильно развивается эмоциональность. Он обнимает свои игрушки, кормит их, укладывает спать. Также обожает понежиться с мамой или папой, погладить домашнее животное.

Непосредственно до года малыш уже активно что-то говорит. Часто его язык понятен близким людям. Таблица содержит данные, как далее развивать его речь.

Крошка очень любит подражать взрослым и старшим детям. Он с удовольствием научится повторять даже сложные движения. Родителям до достижения ребенком года придется трудно, зато это время несомненно станет лучшим в их жизни.

Никогда более человек не усвоит такой объем информации, сколько ему даст планомерное развитие ребенка до года, которое должны осуществлять в первую очередь его родители. Под чутким руководством врачей, педагогов и психологов современные родители учатся общаться и развивать своего ребенка правильно.

Таблица развития малыша

Возраст (месяцев) Что требуется о родителей
0-3
  1. Обеспечить комфорт, удовлетворяя все потребности.
  2. Делать массаж и гимнастику.
  3. Разговаривать.
4-6
  1. Рассказывать потешки и петь песни.
  2. Показывать разные предметы, все объяснять.
  3. Демонстрировать произношение простых слогов.
7-9
  1. Учить держать карандаш и кисточку правильно, отщипывать и отрывать кусочки пластилина, бумаги.
  2. Стимулировать речь.
  3. Просить повторить несложные действия.
10-12
  1. Учить ходить и бегать.
  2. Предлагать изобразить, как говорят разные животные (для развития речи), рычать, пищать, шипеть.
  3. Не наказывать, а объяснять.