Развитие речи у детей 2 часть

На развитие речи детей раннего возраста в последнее время стали обращать более пристальное внимание. Вместе с ростом темпа жизни, пугающим увеличением информации, которую следует передать детям, нагрузкой в школах и университетах растет и число ребятишек, у которых наблюдаются проблемы в развитии речевых функций.
Огромный вклад в изучение речи детей дошкольного возраста внесла Тихеева Елизавета Ивановна, талантливый педагог, блестящий ученый и очень светлый человек. Она разработала собственную программу, направленную на развитие органов чувств детей, которое напрямую связано с формированием речевой функции.
Тихеева плотно занималась изучением мышления и речи детишек дошкольного возраста, используя игры, произведения искусства, народное литературное и поэтическое творчество. Очень важное значение педагог придавала речи воспитателя. Тихеева считала, что в период дошкольного возраста ребенка не нужно обучать иностранным языкам, лучше обратить внимание на обогащение словарного запаса одного родного языка.
Но прежде чем начать использовать элементы методики, которую разработала Елизавета Тихеева, родителям предстоит пройти нелегкий путь. А начинать речевое развитие ребенка придется практически с самого рождения, если еще не раньше.

О том, чему мы обычно не придаем значения

Контроль речи осуществляет мозг, то есть центральная нервная система. Нервы играют важную роль в общем развитии человека. Не зря рекомендуют беречь нервные клетки смолоду. На самом деле побеспокоиться об их сохранности следует еще в утробе матери, чего, конечно, плод сделать не сможет, а вот его родители – запросто.
Если беременность была желанной и протекала без осложнений, мама не нервничала, никто ее не доводил, то, скорее всего, ребеночек родится спокойным. В обратном случае малыш будет капризным и недовольным, что где-нибудь да и отразится. Вероятнее, нервная система малыша за свой разлад отомстит нарушениями в речи ребенка. Отсюда первая рекомендация: старайтесь не нервничать во время беременности.
Когда малыш появляется на свет, он кажется таким несмышленым! Но это только на первый взгляд. Ведь это же полноценный человечек, просто пока еще совсем маленький. Поэтому с ребеночком нужно общаться с первых дней его рождения. Даже находясь в утробе матери кроха слышит ее голос, в его памяти откладываются слова, интонации, тембр. Это очень важно для последующего речевого развития малыша.
С момента рождения ребенок обретает еще одну способность – видеть. Теперь он наблюдает, как его кормят, моют, переодевают, ласкают. Не помешает во время всех этих процессов говорить с малышом, пусть у него формируется связь зрительного и слухового анализатора, которая пригодится в будущем, чтобы речевое развитие ребенка шло в правильном направлении.
Первый способ общения с матерью у детей – это крик. Крик полезен не только для дыхания, потому что, крича, малыш понимает, что так он зовет маму. Вскоре, с совершенствованием дыхания и мышления, ребенок будет кричат уже целенаправленно, а не на уровне рефлексов. Также малыш начинает издавать другие звуки, реагируя на которые, мама закрепляет «убеждения» малыша в том, что так она его слышит и идет к нему, а ребенок благодаря различным звукам и способностям их издавать скорее и качественнее развивается. Следующая рекомендация: реагируйте на зов ребенка, каким бы он ни был.

Мелкая моторика

Движения пальцев руки связаны с речью. У крошечного недавно родившегося малыша пальцы шевелятся непроизвольно, но чаще зажаты в кулачки. Потом у детей появляется хватательный рефлекс. Сначала малыши хватают все непроизвольно, вскоре – уже по желанию. Со временем движения детей дошкольного возраста становятся все сложнее и аккуратнее, вместе с тем обогащается и улучшается их речь.
У детей с нарушениями речи наблюдаются и различные нарушения такой моторики. С ними проводят определенные игры и занятия, но лучше развивать моторику сразу, чем исправлять ошибки потом.
Младенцу с рождения нужно массировать ручки и пальчики. Каждый день пару минут следует уделить массажу каждого пальчика по отдельности и всей ладошки в целом. И так ежедневно до достижения им полугода.
В три месяца малышу дают в руки погремушки и другие безопасные игрушки. Немного позже крошке позволительно давать подержать разные матерчатые предметы, изделия из дерева, пластмассы, резины и т.д. Когда же малыш научится более-менее управлять своими ручками, надо будет ввести игры с пальчиками. Пусть это будет банальная «Сорока-белобока» или «Ладушки», зато как волшебно подобные игры влияют на моторику!
Придумано множество занятий на развитие мелкой моторики, название которых общее – пальчиковые игры, увлекательные для детей, полезные для речи, интересные родителям. Можно действовать экспромтом, предлагая малышу поиграть в только что придуманную игру. Например, как человечки из двух пальцев ходят друг к другу в гости, пинают мяч, бегают наперегонки.
Помимо этого, не нужно запрещать малышу играть с разными предметами. Детям дошкольного возраста ужасно интересно возиться с тестом и мукой, влезая в сугубо мамины кулинарные дела. Папам малыши тоже не дают покоя, постоянно отвинчивая болты и забивая гвозди куда попало, в то же время тренируя свои пальцы. Елизавета Ивановна Тихеева считала, что такие пальчиковые занятия – есть неотъемлемая часть всего развития ребенка в целом.
Ребенок с удовольствием станет перебирать крупу, вынимая соринки двумя пальцами – вот вам и простые пальчиковые занятия. Он усердно будет стараться застегнуть молнию на курточке и завязать шнурки на ботинках. Для терпения родителей это станет настоящим испытанием, для моторики детишек – лучшей тренировкой.
Такие игры-занятия, как лепка, рисование, конструирование, аппликация, вырезание поистине незаменимы. Для дошкольного периода характерно стремление к творчеству, которое нужно не только поддерживать, но и всячески стимулировать. Купите для детей пальчиковые краски, нежную акварель, яркий пластилин, душистую глину и творите вместе с уже сотворенным вами чудом.
На прогулке пальцы детей можно тренировать с помощью игры с песком или снегом. Увлекательно для малыша старше двух лет будет занятие по сбору листьев, цветов, камней и ракушек с последующим изготовлением из этих материалов красивых поделок.
Такой вклад в развитие речи ребенка дошкольного возраста обязательно принесет плоды и уж точно никогда не будет лишним и бесполезным.