Ребенок в 3 года

Для любого родителя его отпрыск кажется самым талантливым, умным и красивым. Одновременно с этой уверенностью многие новоиспеченные мамы и папы испытывают опасения, что развитие их ребенка в определенной степени проходит не так как надо. Чтобы отбросить все сомнения или направить развитие своего ребенка в правильное русло, нужно узнать, то же малыш должен уметь делать в трехлетнем возрасте.

Сообразительная трехлетка

За прошедший год малыш стал выше, сильнее и сообразительнее. У детей в 3 года уже хорошо развита речь. Они с удовольствием произносят слова и целые предложения, декламируют стихи и рассказывают сказки. Многих детей 3-4 лет называют «почемучками». Они задают неимоверное количество вопросов, некоторые из которых буквально ставят взрослых в тупик. Таким образом малыши черпают знания о мире, окружающих предметах, их свойствах, жизни и взаимоотношениях людей.

Движения рук у ребенка 3-4 лет становятся все сложнее и точнее. Теперь это уже не тот медвежонок, который, пыхтя, подносил ложку с кашей ко рту. В течение года кроха сильно поменялся и еще впереди очень значительные и серьезные перемены.

Развитие памяти проходит не менее успешно, чем в прошедшие 3 года: кроха схватывает новую информацию словно на лету. Он узнает предметы на картинках, называет их, показывает героев и дает им небольшие характеристики: волк – плохой, козленок – хороший.

В 3-4 года у ребенка начинают еще активнее развиваться мышцы и вестибулярный аппарат. Теперь малыш безбоязненно сможет спрыгнуть с небольшой высоты, забраться на горку без помощи взрослого и скатиться с нее. Теперь малышу неинтересно бегать просто так, от одного процесса бега он уже не получает того удовольствия. Ребеночек может требовать игр, а в случае отказа просто не станет бегать по площадке, а найдет более интересное занятие.

В среде детей 3-4 лет наблюдаются ролевые игры. Малыши понимают, что можно в игре быть кем угодно по желанию, в то же время они прекрасно отличают действительность от выдуманного мира, хоть взрослым и кажется, то их крошки живут только в своем сказочном мирке. Маленькие ребятишки с удовольствием поиграют в дочки-матери или пиратов, вне зависимости от пола. Это чуть позже мальчики откажутся исполнять роли пап, а девочкам вместо пиратов станет интереснее изображать фей.

Во всех направлениях развитие детей этих лет идет в непосредственной связи с общением. Малышам важно играть со сверстниками, учиться взаимодействовать с ними, отстаивать свои интересы и уважать других. Без такого взаимодействия малыш вырастет одиноким и будет испытывать трудности в общении в будущем.

В возрасте 3-4 лет детей можно учить буквам и цифрам, потому что к этим знакам малыши начинают проявлять повышенный интерес. Если малыш не выучит эти важные обозначения даже в 4 года – не беда, должен же он чем-то заниматься в первом классе.

В этом возрасте у ребенка происходит активное развитие наглядного мышления. Малыш должен уметь отличать круг от квадрата, выделять треугольник и прямоугольник от массы других фигур. Кроме того, малыш должен суметь нарисовать эти фигуры и составлять из них разные предметы: соединять треугольник и квадрат, чтобы получился домик и т.д.

Изображения и предметы из пластилина у ребенка получаются все сложнее и интереснее. Это развитие его умений проходит под руководством взрослого, иначе новое малыш будет осваивать с трудом. Крошка уже рисует сюжетные картинки, отражающие его повседневную жизнь. Он выбирает цвета, соотнося их с реальными предметами: например, солнце рисует желтым, а не синим или  зеленым.

Направления для дальнейшего развития

Повышенную двигательную активность ребенка лучше использовать правильно. В 3-4 года вполне реально научить малыша кататься на двухколесном велосипеде, коньках и лыжах. Детей нередко отдают со столь юных лет в какие-нибудь кружки и секции. Пусть из вашего крохи не получится олимпийского чемпиона (хотя, кто знает?), но здоровье его точно будет крепче.

Важно научить малыша считать уже не только до трех. Учить счету можно в процессе любой игры. Например, при строительстве башни из кубиков надо считать их. Ребеночек запомнит последовательность цифр и будет повторять потом уже самостоятельно. Предлагайте малышу добавлять к двум кубикам один или два и считать, сколько получится. Сортировка предметов по категориям также способствует учению числам. Это прекрасное развитие логики и математических способностей у ребенка, пусть даже еще очень маленького.

Если малыш плохо говорит или не говорит вообще, надо направить на развитие речи все силы. У детей этих лет в норме должна присутствовать речь с наличием не только существительных и глаголов, но и прилагательных, наречий.

Так как развитие процессов речи и мышления – это практически одно и то же, следует обратить внимание на то, как малыш владеет своими пальчиками. Дело в том, что хорошая мелкая моторика – это свидетельство правильного развития мозговых структур, ответственных за речь и мышление. Поэтому, если все года по каким-то причинам на мелкую моторику рук обращали мало внимания, теперь самая пора взяться за это дело вплотную.

Для этого детей 3-4 лет учат лепить сложные детальки, дают им рвать и мять бумагу, разные ткани. Одним словом, развивают чувствительность и ловкость рук и пальцев. Даже если малыш хорошо говорит, на мелкую моторику все равно следует обратить внимание – это залог интеллектуальных успехов в будущем. При правильном подходе не говорящий в 3 года малыш в 4 года уже превращается в настоящую болтушку.

Обычно при достижении ребенком возраста трех лет ему приходится начать посещать дошкольное учреждение. Чтобы такой поворот в жизни не стал для него травмой, к выбору образовательного учреждения и воспитателя следует отнестись серьезно. Если у родителей такого выбора в связи со сложившейся обстановкой в стране не будет, они всегда смогут отказаться от посещения сада и отправить ребенка на курсы раннего развития. В подобных группах детей многому научат и будут целенаправленно развивать все необходимые навыки и умения.

А дома, помимо всего прочего, нужно развитие общего кругозора ребенка – теперь это вдвойне интереснее и малышу и его любимым взрослым. В течение года крошка должна научиться называть свои самые важные данные: фамилию, имя, адрес, фамилии и имена родителей, место их работы. Также малышу необходимо разобраться в последовательности времен года и суток, выучить их названия и характерные признаки.

Мальчишкам 3-4 лет будет интересно узнать марки машин, разучить детали, из которых они состоят. Пусть папа не боится показывать сынишке инструменты, правильно называть их и рассказывать об их назначении. Девочке понравится учить названия одежды, подбирать ее по вкусу для своих кукол и себя самой с помощью мамы. Маленькой принцессе интересно помогать по хозяйству, заниматься кулинарией. Между делом важно объяснить крошке, почему действия выполняются так, а не иначе, и что будет, если делать все наоборот.

Даже до достижения 4 лет детей учат арифметическим операциям. Пока нет необходимости показывать, как выглядит «плюс», «минус» и «равно». Но объяснить крошке, например, что если к двум яблокам на тарелочку добавить еще два – получится четыре. А если убрать одно – останется три.

Чтобы развитие ребенка проходило планомерно и гармонично, в этом возрасте ему нужно купить головоломки. Более сложные пазлы, конструкторы, кубики и мозаики развивают логику, фантазию, творческое и пространственное мышление.

Не забывайте о подвижных играх. Для детей четвертого года жизни это крайне важно. Мяч и сопутствующие игры, а также «Догони меня», «Жмурки» не только повысят настроение малыша, но и сделают его здоровье чуточку лучше.

Неразвитых детишек не бывает – встречаются лишь ленивые родители. Попробуйте поиграть с вашей крошкой, ведь это очень увлекательный для обоих процесс.