Речевое развитие ребенка (1 часть)

Ученые с мировой известностью считают, что развитие речи у детей начинается с самого их появления на свет. Но даже во время беременности разговаривать с еще не родившимся малышом нужно, ведь он все слышит, знакомится со звуками родной речи, интонациями, тембром голоса родителей.
Маленький человечек рождается наделенный способностью издавать звуки. Таким способом он сигнализирует о необходимости помочь ему в том, что он еще не способен сделать самостоятельно. Уже в скором времени домашние начинают различать звуки своих детей в зависимости от их актуальных потребностей. Пройдет совсем немного времени и малыш достигнет такого возраста, когда сможет членораздельно попросить о чем-либо. А пока остается только наблюдать, как проходит развитие его речи и корректировать его в случае необходимости.

Речевое развитие детей раннего возраста

Мышление и речь – это взаимосвязанные процессы.

Если у ребенка хорошая речь, то и мышление его функционирует правильно. В случаях, когда проявляется задержка речи, следует немедленно обратить на это внимание во избежание пагубных последствий. Всегда легче предотвратить определенный процесс, чем потом исправлять его следствия. Так и с нарушениями развития речи: заниматься с ребенком и организовывать специальные игры целесообразно с самого раннего возраста.
В недалеком прошлом ученые широко осветили проблему развития речи ребенка, благодаря чему у современных родителей на вооружении целый багаж знаний, который достаточно просто вовремя использовать. Итак, что же может влиять на такой ответственный процесс, как развитие речи у детей дошкольного возраста и, соответственно, их мышления?
В первую очередь обратим на эмоциональную связь детей с их родителями, особенно – с матерью. Влияние такой связи существенно значимо, потому что только чувствующий себя любимым и защищенным ребенок может быть уверенным в себе, открытым и общительным. При излишне строгом воспитании малыш дошкольного возраста закроется в себе и будет замкнутым, отчего страдает в первую очередь и речь.
У всех людей есть потребность в общении. И детишки в этом – не исключение. Им, как никому другому, в ранний период жизни важно общение с окружающими. Крошка учится произносить свои первые слоги и слова, словосочетания и целые предложения, ему просто необходимы благодарные слушатели. Но и просто слушать ребенка – мало, необходимо вести полноценный диалог, спрашивать кроху о чем-то, рассказывать что-либо. Благодаря такому подходу развитие речи у детей будет проистекать правильно и своевременно.
Врачи-педиатры, логопеды и психологи считают, что на развитие речи у детей сильно влияет развитость мелкой моторики. С самого рождения осведомленные родители работают над этим фактором вплотную, массируя пальчики недавно родившегося малыша, придумывая занятия для уже подросших детишек. У таких родителей вырастают очень разговорчивые дети.

Речь младенца до года

Младенец по-своему общается с родителями и окружающим миром. Он рождается уже с такой способностью. Первый сигнал – это плач, посредством которого крошка сообщает родителям о том, что ему потребовалась посторонняя помощь. Вскоре мамы и папы научатся отличать по характеру крика своего ребенка, что ему потребовалось в данный момент. То есть уже в столь раннем возрасте малыш способен по-разному плакать, в зависимости от своей актуальной потребности.
При достижении новорожденным месячного возраста от него можно услышать первые звуки, отдаленно напоминающие слова. Так у детей начинается становление речи, это первая ступенька в длинной лестнице сложного развития, преодолеть которую пока еще маленький малыш способен только при помощи взрослых.
Гулит крошка только когда всем доволен: сыт, здоров, чист. Поэтому радостных моментов в младенческом возрасте у детей должно быть много, чтобы развитие речи проходило успешно. Разговаривать с ребенком нужно, даже когда он еще завернут в пеленки. Так и крохи поднимается настроение, а вместе взрослый и ребенок строят эмоциональную связь, столь необходимую для развития речевой функции.
Дети возраста шести месяцев способны лепетать. Лепет – это способность произнести отдельные слоги, чем-то похожие на вполне нормальные слова. У детей наблюдается желание повторять слова за взрослыми, когда им это демонстрируют. Вполне осознанно малыши произносят первые простые слова при достижении ими 8-10 месяцев. Когда мать входит в комнату, крошка скажет: «Ма-ма!». Аналогично с другими близкими людьми, имена которых малыш пока неузнаваемо может коверкать.
Нельзя упускать момент, следует стараться наполнять каждый слог крохи определенным содержанием. Пусть пока сестру он называет няней, зато будет понимать, что произнеся это слово, он сможет подозвать ее и поиграть.
Ближе к году крошка может уже сообщить о чем-то отвлеченном и его не касающемся. Например, «бах» часто означает, что какой-то предмет упал. В это же время малыш совсем отходит от крика, как сообщения о необходимости его покормить. Теперь он вполне способен сказать об этом на понятном пока только домашним языке: «ням-ням» или «ам».

Речь младенца в 2-3 года

В период дошкольного возраста у детей происходит активное становление речи, усвоение богатства родного языка. Этот процесс не может проходить обособленно и самостоятельно, без помощи взрослых малышу не обойтись. Более активное участие в расширении словарного запаса ребенка близкие взрослые должны принять после достижения им одного года. Если ранее можно было просто объяснять малышу свои действия, петь ему и рассказывать небольшие сказки, то теперь пришла пора вести с ним диалог по-настоящему, поправляя при необходимости и хваля время от времени.
Чтобы развитие речи малыша дошкольного возраста проходило успешно, нельзя забывать и о мелкой моторике. Теперь помимо массажа и игры с обычными игрушками можно ввести лепку и рисование.
Малыш будет лучше осязать предметы с помощью рук, поймет, каким образом можно видоизменять массу из теста или пластилина и с удовольствием поэкспериментирует. Для малыша это забава, а для его речевого развития – настоящая эволюция.
Ребенок возраста 1-2 года воспринимает всю информацию намного медленнее, чем его окружающие. Поэтому нельзя проявлять недовольства, нетерпения, чтобы крошка испытывал от процесса игры только удовольствие и не терял желания развиваться и говорить.
Двухгодовалый ребенок при правильном подходе к развитию его речи должен знать и произносить около трехсот слов. Детей этого возраста нужно учить четверостишиям и полноценным стихотворениям.
Еще через год словарный запас детей увеличивается в три раза. В период дошкольного возраста от двух до трех лет малыш учится высказываться целыми предложениями и фразами. Если этого не происходит и крошка из простого нежелания и каприз говорит, как маленький ребенок, отдельными предложениями, необходимо исправлять его, прося произнести ту или иную фразу правильно.
Трехлетний ребенок умеет выражать словесно свои чувства и мысли. Он настолько активно пользуется речью, что теперь его желания для родителей совсем не покрыты туманом непонимания. Это в норме. Но бывает и так, что, достигнув возраста трех лет, ребенок не говорит совсем. Дома малыш может и изъясняется каким-то образом, а в компании сверстников, в детском саду или в гостях молчит. Такое положение вещей нежелательно и требует скорейшей коррекции, потому что в речи детей дошкольного возраста, тем более трехлетних, должны присутствовать предложения и фразы.
Трехлетний малыш не говорит – что делать и к кому обращаться? Как не допустить такого поворота событий и предпринять соответствующие меры вовремя? Чтобы развитие речи детей дошкольного возраста проходило правильно и без отклонений, необходимо предпринимать кое-какие меры, в том числе проведение игр, занятий, о которых мы поговорим в следующей части статьи.