Задержка развития речи у ребенка, что делать

Задержка речи

Когда ребенку ставят диагноз «задержка речевого развития», родители могут испугаться. На самом деле не так уж этот диагноз и страшен, потому что чаще всего у малышей дошкольного возраста поддается коррекции.
Возникает задержка речевого развития на фоне соматического или психического заболевания, наследственности, невостребованности разговора. Если с заболеваниями и наследственностью все предельно ясно в том плане, что желанию родителей и ребенка эти факторы не подчиняются, то как понимать невостребованность? Дело в том, что бывают такие родители, которые предвосхищают все желания ребенка, не давая ему возможности сформулировать их словесно. Малыш привыкает к таким отношениям и не старается произносить фразы правильно: незачем, если все и так прекрасно его понимают. И если у детей с нормальным развитием этот дефект быстро устраняется, то при наличии каких-либо отклонений малыш рискует получить серьезные последствия.
При таком диагнозе, как задержка речевого развития, необходима коррекция со специалистом. При посещении дошкольного учреждения с ребенком будут работать логопед, психолог, дефектолог и музыкальный руководитель.
Но и родителям нельзя игнорировать диагноз. Дома с ребенком также нужно обязательно заниматься: пальчиковые игры, игры на развитие правильного дыхания, чтение сказок и стихов, занятия на развитие мелкой моторики.
Каждый день для ребенка с диагнозом «Задержка речевого развития» нужно проводить артикуляционную гимнастику. Это разнообразные игры с язычком, губками и зубами. Например, «Язычок прячется», «Блинчик» (язык лежит на нижней губе), «Часики» (язык двигается слева направо и обратно), «Качели» (язык двигается сверху вниз и обратно) и многие другие.
Становление правильного дыхания для речи очень важно. Предлагайте ребенку самому надуть воздушный шарик, сдуть семечки одуванчика, подуть на горячую водичку. Без хорошо поставленного дыхания речь не будет правильной и красивой. Поэтому так важна постановка дыхания в дошкольном периоде, а никак не позже.
Деям дошкольного возраста с задержкой речи нужно развивать слух. Как ни для кого другого им полезно прослушивание музыкальных произведений, игры со звучащими игрушками. Прячьте звучащую игрушку в комнате – пусть малыш по звуку найдет ее.
Нужно стимулировать детей говорить. Задавайте им вопросы о событиях в саду или центре развития, о малышах, играющих на детской площадке, о персонажах мультфильма. Читайте стихи, которые легко додумать – пусть малыш сам заканчивает четверостишие. Улучшают воображение, мышление и, несомненно, речь, загадки. Тихеева придавала огромное значение народному творчеству в формировании речи у детей дошкольного периода. Песни, басни, стихи, сказки – все это незаменимые инструменты совершенствования речи и мышления.
Ребенку, у которого речевое развитие задерживается, могут назначить лекарства. Несомненно, врачи знают, что делают. Но на одни медикаменты полагаться нельзя. Только в комплексе можно добиться результата. Напомним: артикуляционная гимнастика, традиционные творческие занятия, развитие дыхания, пальчиковые игры, изучение народного творчества.

Народное творчество

Культурное наследие, которое нам оставили прошлые поколения, необходимо использовать с толком. Стихи и сказки учат не только правильному отношению к жизни, они несут важную функцию в формировании речи у детей дошкольного возраста, обогащению их словарного запаса. Не зря Елизавета Тихеева отдавала предпочтение народным сказкам и стихотворениям. В них столько доброты и поучительности, а вместе с тем и несомненной пользы, что незаметно для себя родители смогут воспитать настоящего гения.
Часто повторяющиеся в сказках выражения (например, «Высоко сижу – далеко гляжу», сказка «Маша и медведь») побуждают детей дошкольного возраста повторять слова и тренироваться так. Их речевое развитие день ото дня становится все совершеннее.
Детишкам безумно нравится кукольный театр. Такой вид творчества полезен для речевой функции. У малышей развивается не только воображение, но и улучшается связь между зрительным, слуховым и тактильным анализаторами. Участие в спектакле побуждает малыша произносить слова персонажа наиболее правильно. А после можно задать ребенку вопросы по содержанию, ответы на которые также способствуют такому важному процессу, как речевое развитие малыша.
Спектакль легко устроить в домашних условиях даже без специальных кукол и нарядов. Можно объединить приятное и полезное – создать пальчиковые спектакли. Для этого нужно нарисовать небольшие картинки персонажей и приклеить их по одному на руку. Например, одна мамина рука сначала будет дедом, другая – бабой. А ручка ребенка – колобком. Или наоборот. Персонажи в сказке будут ходить, разговаривать, петь песни. Подобные пальчиковые занятия всенепременно понравятся крохе.
Петь песни очень важно для дыхания, правильного произношения, совершенствования чувства ритма. Песни легко запоминаются, а воспроизводятся ребенком дошкольного возраста, как и любого другого, с удовольствием. Для становления дыхания песни петь с малышом нужно начинать как можно раньше – еще до исполнения ему годика.

Все будет хорошо

Любовь родителей к своему ребенку творит чудеса. Только искренне и самоотверженно любящие родители будут стремиться, чтобы малыш рос здоровым, умным и счастливым. Такие мамы и папы, не ленясь, будут проводить с ним дидактические игры по развитию речи и других способностей. Чувствуя бесконечную любовь и поддержку близких людей, малыш сможет преодолеть все препятствия, которые ему уготовила жизнь.